Конотопов В.Г. и Савельева Е.С.
ПРОВЕДЕНИЕ ПЛЕНЭРНОЙ ПРАКТИКИ НА 1 КУРСЕ ОТДЕЛЕНИЯ «ЖИВОПИСЬ» С РАССМОТРЕНИЕМ ВОПРОСОВ РЕШЕНИЯ ЦВЕТОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В КРАТКОСРОЧНЫХ ЭТЮДАХ
Методическая разработка
по дисциплине «Живопись»
Специальность 070901 «Живопись»
5 страниц
Содержание
Введение - 3
Часть I. Краткий исторический экскурс - 5
1.1. Художественные методы русской реалистичной живописи конца 19 – начала 20 вв. и их преемственность в советском изобразительном искусстве - 5
Часть II. Задачи пленэрной живописи - 9
2.1. Задачи пленэрной живописи (исторический аспект) - 9
2.2. Задачи пленэрной живописи (теоретический аспект). Решение живописных задач в концепции Н.П. Крымова - 11
Часть III. Практическая работа - 25
3.1. Основные программные задания пленэрной практики 1 курса отделения «Живопись» - 25
3.2. Вопросы решения задач цветовых отношений в краткосрочных этюдах. Методические рекомендации, разбор наиболее типичных ошибок - 27
Заключение - 34
Литература - 35
Приложение: таблица студенческих этюдов, показывающая рост в понимании цветовых отношений
ВВЕДЕНИЕ
Написание методической разработки по пленэрной практике, рассмотрению и изучению вопросов пленэра способствовала следующая критическая ситуация: анализ итогов многочисленных пленэрных практик в различных учебных заведениях[1] страны (как средне-профессионального, так и высшего звена) показывает общий неудовлетворительный уровень качества работ со следующими распространенными ошибками:
- Этюды тяжелы по живописи, плохо передается свето-воздушная среда, плохо передается разница в состояниях погоды.
- В летних этюдах бросается в глаза нарочито-зеленая цветовая гамма, создающая ощущение крашенности (получившая меткое определение в среде преподавателей как «зеленка», «покрашенные зеленкой»).
Падающий из года в год уровень пленэрной живописи заставляет задуматься – что происходит в системе художественного образования, какие из звеньев педагогического процесса ускользают, выпали из практики педагогов-профессионалов?
Целью данной методической разработки является попытка разобраться в складывающейся годами, десятилетиями ситуации ошибок и ложных педагогических приоритетов.
Для этого автор разработки в I части обращается к анализу художественных методов русской реалистичной живописи конца 19 – начала 20 вв. и преемственности данных методов в советском изобразительном искусстве.
Во II части работы продолжается более глубокое и подробное исследование методов реалистичного изображения натуры на материале педагогических записей Н.П. Крымова, художника-пейзажиста первой половины 20 века. Разбирается постановка и обоснование учебных задач.
III часть разработки посвящена практической работе с краткосрочными этюдами в период пленэрной практики. Даны методические рекомендации, разбираются причины наиболее типичных ошибок и пути выхода из них.
Разработка адресована как для преподавателей в помощь организации учебного процесса, так и для студентов, ибо ориентирует их на обращение к педагогическим записям художников-реалистов, помогает ориентироваться в этих записях и применять полученные знания в своей практической работе.
Данные методические обоснования неоднократно опробованы в практике на базе художественно-живописного отделения СХРУ, о чем свидетельствуют приведенные репродукции выполненных работ и раскрытая в репродукциях поэтапность. В пользу приведенной методики свидетельствует постоянная выставочная деятельность студентов, участие их в городских, областных, региональных выставках.
[1] СХРУ, ХГФ Владимирского педагогического института, ХГФ Костромского Университета им. Некрасова
Если вы хотите ознакомиться с этой статьей в полном объеме, то обращайтесь к авторам (контакты имеются на сайте)