Конотопов В.Г. и Савельева Е.С.

ПРОВЕДЕНИЕ ПЛЕНЭРНОЙ ПРАКТИКИ НА 1 КУРСЕ ОТДЕЛЕНИЯ «ЖИВОПИСЬ» С РАССМОТРЕНИЕМ ВОПРОСОВ РЕШЕНИЯ ЦВЕТОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В КРАТКОСРОЧНЫХ ЭТЮДАХ


Методическая разработка
по дисциплине «Живопись»
Специальность 070901 «Живопись»

5 страниц

Содержание

Введение - 3

Часть I. Краткий исторический экскурс - 5

1.1. Художественные методы русской реалистичной живописи конца 19 – начала 20 вв. и их преемственность в советском изобразительном искусстве - 5

Часть II. Задачи пленэрной живописи - 9

2.1. Задачи пленэрной живописи (исторический аспект) - 9
2.2. Задачи пленэрной живописи (теоретический аспект). Решение живописных задач в концепции Н.П. Крымова - 11

Часть III. Практическая работа - 25

3.1. Основные программные задания пленэрной практики 1 курса отделения «Живопись» - 25
3.2. Вопросы решения задач цветовых отношений в краткосрочных этюдах. Методические рекомендации, разбор наиболее типичных ошибок - 27

Заключение - 34
Литература - 35

Приложение: таблица студенческих этюдов, показывающая рост в понимании цветовых отношений

 


ВВЕДЕНИЕ

Написание методической разработки по пленэрной практике, рассмотрению и изучению вопросов пленэра способствовала  следующая критическая ситуация: анализ итогов многочисленных  пленэрных практик в различных учебных заведениях[1] страны (как средне-профессионального, так и высшего звена) показывает общий неудовлетворительный уровень качества работ со следующими распространенными ошибками:

  • Этюды тяжелы по живописи, плохо передается свето-воздушная среда, плохо передается разница в состояниях погоды.
  • В летних этюдах бросается в глаза нарочито-зеленая цветовая гамма, создающая ощущение крашенности (получившая  меткое определение в среде преподавателей как «зеленка», «покрашенные зеленкой»).

Падающий из года в год уровень пленэрной живописи заставляет задуматься – что происходит в системе художественного образования, какие из звеньев педагогического процесса ускользают, выпали из практики педагогов-профессионалов?

Целью данной методической разработки является попытка разобраться в складывающейся годами, десятилетиями ситуации ошибок и ложных педагогических приоритетов.

Для этого автор разработки  в I части обращается к анализу художественных методов русской реалистичной живописи конца 19 – начала 20 вв. и преемственности данных методов в советском изобразительном искусстве.

Во II части работы продолжается более глубокое и подробное исследование методов реалистичного изображения натуры на материале педагогических записей Н.П. Крымова, художника-пейзажиста первой половины 20 века. Разбирается постановка и обоснование учебных задач.

III часть разработки посвящена практической работе с краткосрочными этюдами в период пленэрной практики. Даны методические рекомендации, разбираются причины наиболее типичных ошибок и пути выхода из них.

Разработка адресована как для преподавателей в помощь организации учебного процесса, так и для студентов, ибо ориентирует их на обращение к педагогическим записям художников-реалистов, помогает ориентироваться в этих записях и применять полученные знания в своей практической работе.

Данные  методические обоснования неоднократно опробованы в практике на базе художественно-живописного отделения СХРУ, о чем свидетельствуют приведенные репродукции выполненных работ и раскрытая в репродукциях поэтапность. В пользу приведенной методики свидетельствует постоянная выставочная деятельность студентов, участие их в городских, областных, региональных выставках.


[1] СХРУ, ХГФ Владимирского педагогического института, ХГФ Костромского Университета им. Некрасова

 

Если вы хотите ознакомиться с этой статьей в полном объеме, то обращайтесь к авторам (контакты имеются на сайте)