01 - Предисловие

 

Здесь вы сможете познакомиться с одним из педагогических трудов Вячеслава Конотопова, а именно с авторской программой по изобразительному искусству.  Так как данный научный труд является очень большим по своему объему и имеет особую ценность не только для самого автора, но и для любого человека, изучающего изобразительное искусство, то мы решили посвятить этой теме отдельный раздел.

Эта научная работа основана на многолетней педагогической работе Вячеслава Конотопова, а так же на интерпретации метода «Широкого взгляда» Павла Петровича Чистякова. Данная программа была написана в первой половине 90-х годов XX века  и утверждена в 1996 году.

Читатель сможет познакомиться с рецензией, полученной на данную разработку, а так же с кратким содержанием самой авторской программы. 

  

«Утверждаю»

Зам. Директора по научно-методической

работе ИУУ В.В.Андреева.

 

РЕЦЕНЗИЯ

 

на рукопись программы по изобразительной деятельности для художественно-реставрационных училищ, представленной

Конотоповым Вячеславом Геннадиевичем

 

Общий объем 223 стр.

 

В содержании рукописи входят:

основной текст программы для училища – 200 стр.,

анализ работы по изобразительному искусству для школы – 15 стр.

приложение - 8 стр.

 

Данная программа позволяет рассмотреть назревшие в обществе проблемы в воспитании духовно-нравственных и профессиональных навыков молодежи. Представленная программа является возможностью по иному посмотреть на методы и формы обучения изобразительному искусству в комплексе – начальная школа – детская художественная школа – художественное училище (в данном случае художественно реставрационное) с последующим обучением в академии художеств. Предполагается, оставляя в целом общеобразовательное обучение на первоначальном этапе, постепенное обогащение новыми формами и методами, подвергнув их апробации в условиях школы и училища.

Авторская позиция достаточно полно вырисовывается как в общем «Положении» так и в тексте рукописи и заключается в более полном использовании творческих возможностей учащихся, развивающих их интеллект и в большей степени духовную сферу.  Не копировать равнодушно познаваемую природу, а постигать ее сокровенные тайны на уровне подсознательно-ассоциативной деятельности, наконец, воспитывать у детей доброту и эстетически значимую отзывчивость к окружающей действительности - вот основной тезис, которым руководствуется автор рукописи. Автор рассматривает изобразительную деятельность, опираясь на историю и философию, психологию и педагогику, считая их опорами в процессе воспитания гармоничной творческой личности.

Судя по характеру и содержанию рукописи, автор оформляет структуру «программы» в виде наработанных блоков, которые составляют ее основу.

Автор выбрал диалектическую форму изложения взгляда на процесс изобразительной деятельности, уходя от привычного стереотипа.

В историческофилосовском разделе собраны материалы о развитии русской и мировой художественных школ, где производится анализ изобразительной деятельности, начиная с рисунков первобытного человека и кончая сегодняшним днем и путях их развития.

В психологии и педагогике рассматриваются взгляды с позиции русских педагогов, таких как Ушинский К.Д., и Сухомлинский В.А., где основой обучения служит не тезис «учить и запоминать», что естественно ведет к усталости, вызывая равнодушие и раздражение, а научить «учиться у природы», которая формирует нравственное понятие, служа производным всем наукам.

Автору созвучно современное учение педагогов-психологов Занкова В.И. и Элькони Б.И., в основе учения которых развитие чувственности и логики, где даже ошибочные решения в процессе учебы, рассматриваются как попытки осмысления.

В разделах «Рисунок, Живопись, Композиция»  раскрывается этапность работы в этих видах деятельности, показан процесс движения от простых задач к сложным с опорой на изучение законов природы, не подменяя и внешними приемами, что и предает особую ценность данной методике.

В качестве приложения представлены ученические работы, выполненные учениками Конотопова В.Г. в его мастерской. Еще раньше жители города Владимира могли познакомиться с ними на двух выставках в помещении ХГФ ВГПУ, где было представлено более 200 работ по рисунку, живописи и композиции. Оценка качества работ положительная.

Автором проделана большая работа в поиске форм и методов совершенствования учебного процесса по изобразительному искусству. Чувствуется озабоченность состоянием этого дела и желание предложить иные, отличные от сегодняшних, программные установки. Тем боле, до сих пор нет программы, которые бы отвечали бы нынешним требованиям. Данную методику можно рекомендовать в качестве программного документа для использования в вышеупомянутых учебных заведениях.

 

29 января 1996 г.

 

Владимирский Государственный Педагогический Университет,

Кафедра Изобразительного искусства

Профессор, к.п.н. Антонов А.Т.

 

 


 

 

Посвящается художнику

Гребенкову Михаилу Николаевичу

 

Программа по изобразительной деятельности

Автор: Конотопов Вячеслав Геннадьевич

 

Ассистенты: Подтележников Андрей Валерьевич

Савельева Евгения Сергеевна

Бондаренко Андрей Анатольевич

Шагаева Наталия Владимировна

 

 


 

 

Краткое содержание

 

Пояснительная записка - 01

I Глава – Из истории методов преподавания изобразительного искусства - 03

II Глава – Особенности преподавания рисунка, живописи и композиции - 93

III Глава – Анализ работы по изобразительному искусству в школе - 201

Список литературы - 215

Приложение - 216

 

Всего 223 страницы

 


 

Развернутое содержание

 

Пояснительная записка -01

 

I Глава – Из истории методов преподавания изобразительного искусства - 03

 

1. Роль изобразительной деятельности на современном обществе - 03

1.1 роль изобразительного искусства в жизни людей

1.2 место гуманитарных дисциплин в учебном плане

 

2. Методы преподавания изобразительной деятельности -  10

2.1 современные программы от изостудий до академии художеств

2.2 анализ программ и их методических основ

2.3 восприятие тех или иных программ учащимися

 

3. особенности обучения изобразительному искусству в разных методических школах  - 20

 

II Глава – Особенности преподавания рисунка, живописи и композиции - 93

 

1. Рисунок - 93

1.1  Умение смотреть двумя формами такими как «свет и тень»

1.2  Умение смотреть двумя формами такими как «форма повернувшаяся и отвернувшаяся от света»

1.3  Направления и места форм

1.4  Понятие о большой форме (выпуклости и объемы, видимые в отношениях)

1.5  Тональные задачи

1.6  Диалектика построения формы

 

2. Живопись  - 149

2.1  Лепка формы

2.2  Цветовые отношения

2.3  Большие цветовые отношения

2.4  Колорит

2.5  Анализ работы студента, на примере постановки «Натюрморт с гипсовой лошадью»

 

3. Композиция  - 166

3.1  Западно-католический тип построения композиции

3.2  Русско-христианский тип построения композиции

3.3  Этапы работы над композицией

3.4  Композиция в натюрморте и интерьере

3.5  Двух фигурная и многофигурная композиция

3.6  Зависимость композиции от понимания студентом пространства, цвета, формы и т.д.

3.7  Анализ нескольких композиций выполненных в мастерской Конотопова В.Г.

 

4. Общее понятие дисциплины в изобразительной деятельности на основе психологии - 183

 

III Глава – Анализ работы по изобразительному искусству в школе  - 201

 

Список литературы  - 215

Приложение -  216-223